Роман Лещенко
Рынок земли

Продажа земли будет происходить в безналичной форме с выплатой всех налогов — Роман Лещенко

Ответы на вопросы о стратегических задачах, которые нужно решить перед запуском свободного оборота земель сельскохозяйственного назначения, от советника президента Украины по земельным вопросам Романа Лещенко.

О стратегии

Сегодня происходят исторические события — обсуждается одна из самых социально значимых тем, и мы все должны с уважением относиться ко всем мнениям и позициям по земельной реформе. Президент Украины и Офис Президента находятся в постоянном диалоге со всеми субъектами, гражданскими объединениями, проводят мирные собрания по всей территории Украины. Мы стараемся учесть все точки зрения — они все важны.

После того, как был решен вопрос о порядке допуска иностранных граждан и компаний к покупке украинской земли, большинство аграриев волнует проблема максимальной концентрации земли в одних руках. Есть большие опасения — ведь сейчас, между первым и вторым чтением, определенные политические силы пытаются подменить понятия, прибегают к манипуляциям с цифрами и тому подобное. Поэтому президент неоднократно подчеркивал, что земельная реформа может и должна дискутироваться в части содержания и формы, но о вопросах продления моратория, о сохранении существующего положения дел речи быть не может. Ведь именно этот статус-кво породил бесконтрольность использования земель, потерю государством контроля над своими землями, стал основой для серых и черных схем продажи.

Ко второму чтению законопроекта уже наработано более 4000 предложений, и президент Украины ни в коем случае не настаивает на ускорении процесса рассмотрения, нарушении процедур и тому подобное. Диалог должен продолжаться, надо искать компромисс.

Мы все понимаем, что Верховная Рада должна наработать компромиссный вариант документа и вынести его на обсуждение в первую очередь в сессионном зале, затем — в общественность. Главное — оставаться исключительно в правовом поле и учитывать позиции оппонентов, если они имеют надлежащее обоснование.

Об интересах

Поиск баланса между интересами малых, средних и крупных хозяйств, в первую очередь в редакции положения о допустимой концентрации земли, является нелегкой задачей.

Единственное, на чем я настаиваю, что нужно осознавать всем участникам процесса формирования параметров будущего рынка, — земельная реформа проводится в интересах мелкого и среднего товаропроизводителя. Это ее фундамент, и этот вопрос уже не дискутируется. Почему именно так? Ответ прост: три четверти аграрного ВВП страны формируется именно такими хозяйствами. Логично, что и реформа будет учитывать прежде всего их интересы.

С другой стороны, мы не можем забывать, что Украина уже сформировала мощный и современный аграрный рынок, на нем также действуют и успешно развиваются крупные компании. Поэтому поиск баланса между интересами малых, средних и крупных хозяйств, в первую очередь в редакции положения о допустимой концентрации земли, является нелегкой задачей. Но решение надо искать, и, я уверен, мы найдем, если будем вести открытый честный диалог.

Об отчуждении

Существует несколько мифов о продаже земли. Во-первых, что крестьяне не знают, сколько стоит земля, и будут ее продавать за бесценок. Это неправда, они прекрасно знают цену земли. Во-вторых, миф о том, что после открытия рынка все владельцы паев будут их продавать. Это не так — крестьянам важно иметь право свободно распоряжаться своей собственностью. А продавать или сдавать в аренду, они решат в зависимости от того, как им будет выгоднее. Мы со своей стороны настаиваем только на четких и прозрачных принципах отчуждения земли.

Соглашение о продаже земли может быть осуществлено только нотариально и по всем соответствующим нормам.

Если владелец захочет продать свою землю сельскохозяйственного назначения, то сможет это сделать, соблюдая три основных момента.

Соглашение о продаже земли может быть осуществлено ​​только нотариально и по всем соответствующим нормам. Землю можно продать только по цене не меньше установленной нормативной денежной оценки на момент продажи. Если участок обременен договором аренды, то преимущественное право на ее приобретение при продаже имеет действующий арендатор. И только в случае, если владелец земли и арендатор не смогут договориться по цене, то после соблюдения всех процедур, зафиксированных документально, владелец получит право продать землю третьим лицам.

Но это он может сделать только в безналичной форме банковским переводом с выплатой всех соответствующих налогов, сборов и других обязательных платежей. Все должно происходить прозрачно.

Вся процедура будет прописана в законе и детализированная в подзаконных актах. Ни о какой распродаже, продаже за наличные и речь даже не идет. И это будет не договор эмфитевзиса, дарственная, наследование и тому подобное. Это должна быть прямая сделка купли-продажи с переходом всей триады права собственности от одного лица к другому.

Что касается государственных земель, или земель ОТГ (если общинам будет предоставлено право продавать землю), сделки купли-продажи будут заключаться по результатам открытых электронных аукционов, в открытом информационном поле. Наша задача — не оставить ни одного места для возникновения коррупционных схем.

О децентрализации

Госгеокадастр потеряет свои распорядительные функции, и не будет чиновник в Киеве управлять государственными землями в общинах.

Земельная реформа в Украине неразрывно связана с другой важной реформой — децентрализацией государственного и местного управления. Мы не можем говорить о полноценном функционировании общин и передаче им функций управления без передачи им земель за пределами населенных пунктов. Они должны иметь возможность эффективно наполнять местные бюджеты. Общины получат соответствующие полномочия и соответствующие функции и механизм контроля. Госгеокадастр потеряет свои распорядительные функции, и не будет чиновник в Киеве управлять государственными землями в общинах.

Хочу подчеркнуть, что земельная реформа — это не о продаже земли. Земельная реформа — это о восстановлении фундаментального права граждан распоряжаться своей собственностью и о наведении порядка в земельных отношениях, о предотвращении коррупционных схем, при которых миллионы гектаров государственных земель не попали в общины, а были за бесценок проданы или сданы в аренду различным дельцам.

Сейчас ведется дискуссия только о том, получат ли общины сразу право продавать землю. Есть предложение, это будет разрешено только путем электронных аукционов и только лотами по 20 га. Мы проводили масштабные встречи с представителями ОТГ, и они все приветствуют решение восстановить историческую справедливость и вернуть им право владения землей за пределами населенных пунктов. Вместе с тем они достаточно спокойно относятся к тому, что на первом этапе их права будут ограничены лишь правом сдавать эти земли в аренду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *